Контакты
350916, г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Ленина, 282
тел: (861) 229-14-01
тел: (861) 229-12-01
факс: (861) 229-35-21
написать письмо

Методические рекомендации по коррекционной работе

Главная > Учителям > Методические рекомендации > Методические рекомендации по коррекционной работе

В настоящих методических рекомендациях отражены с учетом специфики коррекционного воздействия вопросы организации режима дня для школы-интерната, руководство подготовкой уроков во внеклассное время, организации отдыха воспитанников.

Воспитатель, работая с детьми одного класса, имеет возможность на основе изучения уровня речевого и общего развития, а также особенностей каждого воспитанника лучше ориентироваться в конкретных задачах, стоящих перед его группой, что позволяет более творчески подходить к формированию личности и мировоззрения учащихся.

В школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, где, помимо общеобразовательного обучения и воспитания, осуществляется еще и специальная коррекционная работа, направляемая на определение речевых нарушений и особенностей психического развития детей, перед воспитателем, наряду с общими задачами воспитания школьников, стоят свои специфические задачи, которые в значительной мере определяют содержание и методы воспитательной работы.

Одну из важнейших задач школы для детей с тяжелыми нарушениями речи составляет воспитание у детей правильной речи.

Большая разнородность учащихся вследствие их многообразия речевых дефектов:

алалия, ринолалия, дизартрия и др., и проявлений каждого из дефектов приводит к необходимости осуществления в воспитательной работе дифференцированного подхода с индивидуализацией задач и методических приемов, соответствующих характеру, проявлениям, степени выраженности дефекта воспитанника. Причем следует учитывать не только речевой дефект, но и сопутствующие заболевания, особенности личности и деятельности детей. Это тем более необходимо, так как в социальной педагогике отмечается своеобразие психического развития детей при некоторых дефектах речи; отклонение в развитии определенных психических процессов: неустойчивостью внимания, неумением распределять внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой, довести начатое до конца и т.д. При характеристике речевого поведения детей с дефектами речи выделяют следующие группы:

  • дети активные, общительные: в контакт вступают быстро, проявляют инициативу, а иногда и повышенную импульсивность в речевом общении, не всегда учитывают содержание речи собеседника, многословны, затрудняются в формулировании точного краткого высказывания;
  • дети замкнутые, застенчивые, неуверенные: не стремятся к контакту, при необходимости в речевое общение включаются с трудом, сами инициативы не проявляют, реакция на высказывания собеседника замедленная.

В связи с зависимостью от состояния речи и внеречевых процессов детей, в первую очередь, регуляторных, оказывается очень важным, наряду с непосредственным воздействием на речь ребенка, корригировать те особенности его психической деятельности, которые мешают нормальному протеканию речевого процесса. Поэтому в работе с «речевыми» детьми надо иметь в виду, как преодоление недостатков речи, так и нормализацию свойственных им особенностей общего и речевого поведения, коррекции личностных ценностей. Но поскольку эти особенности проявляются различным образом, то и задачи коррекции их должны быть, естественно, разными.

Так у детей одной группы особенно важно преодоление импульсивности, воспитания сдержанности в процессе общения, а так же внимания к речи собеседника. Для другой группы на первый план выдвигается стимулирование и развитие речевой реакции, мобильности речевых средств, воспитания уверенности при общении с различными собеседниками.

Для проведения воспитательной работы в каждом отдельном случае, в выборе соответствующих способов воздействия, педагог должен хорошо знать своих воспитанников. Помощь в этом ему оказывают учителя и логопеды, которые, начиная с первичного обследования учащихся, информируют воспитателя о состоянии их речи, в течение года – о степени продвижения, с тем, чтобы во внеурочное время к речи воспитанника предъявлялись посильные на данном этапе требования. Также посильная помощь оказывается социально-психологической службой: ребенок обследуется социальным педагогом и психологом, и воспитателям даются рекомендации о том, как строить свою работу в дальнейшем с этим ребенком. Все эти рекомендации ведутся через тетрадь взаимосвязи между педагогами, работающими на этой группе.

При приеме новой группы или поступлении новых детей в группу, воспитатель должен знакомиться с предшествующим развитием ребенка по его личному делу и из беседы с родителями. Воспитатель выясняет время начала развития речи: появления первых слов, фраз, в чем проявляются речевые недостатки (в произношении, в словаре, в грамматическом строе, в темпе и плавности речи), в чем состоит нарушение письма и чтения. Воспитатель интересуется так же чертами характера ребенка, его поведением, привычками, особенностями, положением в семье.

В процессе работы воспитатель ведет систематическое наблюдение за воспитанниками; наблюдает их в процессе речевых и других игр, внеклассного чтения, при подготовке домашнего задания, при проведении коррекционного часа, внеклассного мероприятия, в быту, в общественной работе, в разных видах кружковой работы, в повседневной жизни. Воспитатель рассматривает при этом возможности речевого общения ребенка: его высказывания, речевую активность, понимание словесных конструкций.

Воспитатель обращает внимание так же на различные проявления деятельности ребенка:

  • умение организовывать свою деятельность по данной инструкции, соотносить
  • отдельные действия с заданной целью;
  • умение перестроить действия в зависимости от изменения цели;
  • умение довести деятельность до конца, до получения определенного результата, руководствуясь, простой инструкцией, а так же инструкцией состоящей из нескольких заданий;
  • умение ценить результат своей деятельности, соотнести выполнение с тем, что было заданно;
  • умение переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому, распределить внимание между одновременно выполняемыми действиями;
  • на темп деятельности (замедленный, убыстренный).